Извлечение знаний у эксперта , основанное на технике репертуарных решеток Дж. Келли, в пространстве Всемирной Паутины.

Травина Л.Л.,

кпн, снс ИЦИИ ИПС РАН

larisa@larisa.botik.ru

Процесс выявления знаний является .узким местом. и одной из наиболее актуальных задач при создании систем, основанных на знаниях. Наиболее гибким и тонким инструментом, идеально подходящим для решения этой задачи остается Техника репертуарных решеток, предложенная Дж.Келли в рамках Теории персональных конструктов. Исходя из этой теории, в этом мире мы всегда пользуемся категориями, которые помогают нам его упрощать, укладывать в определенную, понятную нам систему. Отдельные категории, как прутья, складываются в индивидуальные, групповые и профессиональные структуры, которые могут иметь разные названия - иерарахии категорий и ценностей, когнитивные модели, парадигмы или системы конструктов и пр, но всегда имеют утилитарные назначение, которые и позволяют называть их решетками:

Метафора решетки удобна, так как она позволяет говорить об отдельных элементах, из которых состоит решетка. Разные прутья образуют разные решетки, а разная система плетения (объединения элементов между собой) также приводит к созданию совершенно разных решеток. При всем разнообразии .прутьев и видах плетения., можно говорить о типичных решетках людей, связанных, например, общей культурой или профессиональной деятельностью. Таким образом, описать когнитивную модель - это выявить ту решетку, на основе которой приготавливается продукт.

Использование Техники персональных конструктов позволяет расширить границы когнитивного пространства, в рамках которого живут и эксперт и инженер. Это расширение приводит к тому, что:

Принято считать, что в ходе работы с ТРР, эксперт остается свободным и получает возможность для творческого, самостоятельного действия, в большей степени, по сравнению с другими методами. В 1994 году нами был предложена техника, отличительной особенностью которой было последовательное снижение субъективной роли инженера знаний и повышение значимости исследовательской роли эксперта. Для решения этого был реализован Микромир Персональных Конструктов. Суть его заключается в следующем: даже небольшое количество знаний может быть представлено в виде системы конструктов, открытой для анализа и изменения. В интерактивном режиме эксперт может совершать с нею манипуляции, меняя названия элементов и конструктов, добавляя или удаляя какие-то из них по своему усмотрению до тех пор, пока полученная картина его профессионального знания, предствленная в виде кластерного дерева, психосемантического пространства, или структурированного в виде таблиц текста не удовлетворит его.

Главное значение в программе придавалось не столько точности воспроизводимой модели, сколько предоставлению возможности пользователю оценить динамичность, гибкость, устойчивость рассматриваемой когнитивной структуры, прояснить для себя удельный вес любого элемента или конструкта, и их влияние друг на друга. Другими словами , предлагаемый микромир - это интерактивное средство для рефлексии и репрезентации собственной когнитивной модели, способствующих расширению индивидуального и группового когнитивного пространства.

На наш взгляд, блок проблем, связанных с индивидуальной природы знаний у экспертов и неравномерным распределением знания между группой географически удаленных экспертов может найти свое решение в пространстве стремительно развивающейся Всемирной Паутины. Для решения этих задач нами была создана интерактивная система .Репвеб.. Проектируя Web вариант техники репертуарных решеток Репвеб, мы старались во-первых, оптимально вписать канонический порядок тестирования в рамки информационной технологии HTML/CGI, во-вторых, сделать так, чтобы HTML- конструкции служили элементами и конструктами в репертуарной паутине, в-третьих, в полной мере использовать открытость и демократичность Internet для доступа пользователей, интересующихся представлением знаний и к самим репертуарным решеткам, и к собственным результатам тестирования.

В настоящее время на базе системы Репвеб в уголке конструктивной психологии сервера Учком развернуто несколько проектов, в которых сетевой вариант техники репертуарных решеток используется для извлечения у экспертов знаний о современном сетевом искусстве и передачи этих знаний студентам:

Таким образом, сочетание Психологии персональных конструктов Всемирной Паутины позволяет создать специальное поле для исследования и моделирования когнитивных процессов, для репрезентации группового и индивидуального когнитивного пространства личности.

Сайт конструктивной психологии сервера Учком - http://uchcom.botik.ru/PSYCHOLOGY/